Предварительные материалы, обосновывающие объемы (лимиты) изъятия охотничьих ресурсов (лось, бурый медведь) в сезоне охоты 2020-2021 годов
на территории общедоступных охотничьих угодий г. Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области
Состав и содержание материалов установлены требованиями статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 года № 372.
После проведения общественных обсуждений окончательный вариант материалов будет направлен на государственную экологическую экспертизу в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» с целью утверждения лимитов добычи охотничьих ресурсов в порядке, установленном ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Проанализировав данные учетов численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, сведения о добыче прошедшего сезона охоты, Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области (далее - МПР Мурманской области), подготовило предложения по объемам (лимитам) изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Документы представлены в объеме и составе, согласно рекомендациям от 27.05.1999 № 02-13/16-269 Государственного Комитета Российской Федерации по охране окружающей среды.
Нормативы допустимого изъятия диких копытных животных и бурого медведя рассчитываются в соответствии с приказами Минприроды России от 30.04.2010 № 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» и от 29.06.2010 № 228 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию».
МПР Мурманской области запланированы общественные слушания в г. Оленегорск, ул. Строительная, 52 (27 апреля 2020 года, в 11.00 МСК).
Объявление о проведении общественных слушаний было размещено в областной газете «Мурманский Вестник» 13 марта 2020 года, а также на официальном сайте МПР Мурманской области во вкладке «Общественные слушания» (https://mpr.gov-murman.ru/activities/okhotniche-khozyaystvo/).
Постановлением Губернатора Мурманской области от 31.07.2018 № 81-ПГ «Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Мурманской области» (далее - Схема) определены характеристики размещения и состояния использования охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов Мурманской области, а также их границы (https://mpr.gov-murman.ru/documents/npa/regional/).
Приказом Минприроды России от 06.10.2010 № 344 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных» предусмотрено, что при осуществлении государственного мониторинга определяется, в том числе, численность и распространение охотничьих ресурсов (по видам), размещение их в среде обитания (в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов).
Единственной принятой методикой учета численности охотничьих ресурсов, позволяющей определить численность диких копытных животных, птиц и пушных зверей (за исключением зимоспящих и полуводных) является методика зимнего маршрутного учета (далее – ЗМУ), которая утверждена приказом Минприроды России от 11.01.2012 № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета» (далее – Методические указания).
ЗМУ относится к числу комплексных учетов, при выполнении которого проводится относительный учет многих видов животных и встреченных на маршруте оседлых охотничьих птиц. Всего учитывается 13 видов основных охотничьих ресурсов.
В целях определения и уточнения ресурсов основных видов охотничьих животных в период с 01 января по 29 февраля 2020 года в 10 районах Мурманской области был организован и проведен зимний маршрутный учет численности охотничьих ресурсов: зверей и птиц в соответствии с Методическими указаниями.
На территории общедоступных охотничьих угодий учетные работы проведены силами государственных инспекторов и местными охотниками, имеющими опыт участия в проведении ЗМУ.
Всего в общедоступных охотничьих угодьях г. Оленегорска с подведомственной территорией (далее – ООУ г. Оленегорска) пройдено 40 учетных маршрутов, протяженностью 355,25 км.
Метеорологические условия сложившиеся в охотничьих угодьях Мурманской области в период проведения зимнего маршрутного учета 2020 года для диких копытных животных в целом по области были благоприятными, высота снежного покрова и его плотность позволила беспрепятственно передвигаться животным по угодьям, что в соответствии с требованиями методических указаний позволило в срок и в полном объеме выполнить учетные работы.
Состояние кормовой базы для копытных животных в области не вызывает опасений. Обширные площади зарастающих вырубок, гарей, заброшенных полей полностью обеспечивают кормами лося.
Бурый медведь отличается исключительной всеядностью, зверь легко переходит от одного вида корма к другому, как растительного, так и животного происхождения, но основу питания все же составляют растительные корма, поэтому в жизненном цикле медведя важную роль играет урожайность лесных ягод и растений.
Учеты численности бурого медведя проведены в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 02.09.2019 № 432 «О проведении учета бурого медведя в Мурманской области в 2019 году» методом картирования следов жизнедеятельности в соответствии с методическими указаниями по определению численности бурого медведя (Москва, 1990 г.).
Площадь охотничьих угодий Мурманской области:
- закрепленные 1166,036 тыс. га (8,8 %),
- общедоступные 12135,86 тыс. га (91,2 %).
Добыча охотничьих ресурсов на территории Мурманской области носит в основном любительский и спортивный характер.
Основной причиной, влияющей на состояние популяции диких копытных животных в Мурманской области, является браконьерство. Незаконная охота осуществляется с применением снегоходной техники в период весенних настов и наносит существенный ущерб охотничьему хозяйству Мурманской области. Пресс хищников на популяцию диких копытных животных не оказывает существенного влияния.
В 2017 году по факту незаконной добычи охотничьих ресурсов возбуждено 2 уголовных дела по ст. 258 УК РФ. Незаконно добыто 3 особи лося и 2 особи дикого северного оленя. Изъято 10 единиц огнестрельного оружия.
За 2017 год было проведено 14 рейдов по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира на территории Мурманской области и среды их обитания, в ходе которых выявлено 101 нарушение, допущенное физическими лицами в области природоохранного законодательства. Назначено административных наказаний в виде штрафа на сумму – 177,0 тыс. рублей. Общая сумма уплаченных (взысканных) штрафов составила – 166,5 тыс. рублей. Предъявлена сумма ущерба за незаконную добычу охотничьих ресурсов – 220,4 тыс. рублей. Общая сумма уплаченного ущерба – 90,4 тыс. рублей.
В 2018 году сотрудниками отдела государственного охотничьего надзора управления контрольно-надзорной деятельности МПР Мурманской области проведено 137 природоохранных рейдов и 4 плановых и внеплановых проверки юридических лиц, осуществляющих деятельность в области охотничьего хозяйства на территории Мурманской области.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами МПР Мурманской области возбуждено 169 административных дел, вынесено административных наказаний в виде административных штрафов на сумму 205,0 тыс. рублей, взыскано 199,0 тыс. рублей. В территориальные подразделения Федеральной службы судебных приставов России для принудительного исполнения направлены материалы в отношении 8 лиц. Предъявлен к взысканию ущерб на сумму 652,4 тыс. рублей, взыскан ущерб в размере 532,4 тыс. рублей.
В ходе проведения природоохранных рейдов сотрудниками МПР Мурманской области изъято 4 единицы огнестрельного охотничьего оружия. По факту незаконной добычи охотничьих ресурсов, установленного должностными лицами МПР Мурманской области, следственными органами возбуждено 1 уголовное дело по ст. 258 УК РФ.
В 2019 году проведено 100 природоохранных рейдов, возбуждено 167 административных дел, вынесено административных наказаний в виде административных штрафов на сумму 178,4 тыс. рублей, взыскано 187,6 тыс. рублей. В территориальные подразделения Федеральной службы судебных приставов России для принудительного исполнения направлены материалы в отношении 6 лиц. Предъявлен к взысканию ущерб на сумму 2070,9 тыс. рублей, взыскан ущерб в размере 540,0 тыс. рублей.
Выявлено 3 факта незаконной добычи 3 особей лося, возбуждено 3 уголовных дела по ч 2. ст. 258 УК РФ. Из них 2 уголовное дело прекращено по п.1 ч.1 ст. 208 УПК РФ (за не установлением лица, совершившего преступление).
В целях своевременного реагирования и выявления фактов нарушения природоохранного законодательства в МПР Мурманской области создана оперативная группа, которая совместно с сотрудниками иных правоохранительных органов Мурманской области осуществляет природоохранные рейды в общедоступных охотничьих угодьях Мурманской области и на путях миграции диких копытных животных.
С целью повышения эффективности федерального государственного охотничьего надзора, минимизации факторов, негативно влияющих на численность охотничьих ресурсов, сохранения и роста численности основных видов охотничьих ресурсов Государственная программа Мурманской области «Охрана окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов», утвержденная Правительством Мурманской области от 30.09.2013 № 570-ПП в 2015 году дополнена подпрограммой 6 «Охрана и рациональное использование животного мира и развитие охотничьего хозяйства» в рамках которой выполняется комплекс мероприятий, направленных на устойчивое существование и сохранение численности основных видов охотничьих ресурсов.
Таблица 1
Нарушения природоохранного законодательства по годам.
Выявлено нарушений природоохранного законодательства |
По годам, (количество случаев) |
|||||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год
|
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|
87 |
78 |
97 |
115
|
132 |
101 |
169 |
167 |
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года (постановление Правительства Мурманской области от 25.12.2013 № 768-ПП/20) проводится анализ состояния популяции охотничьих ресурсов Мурманской области.
Лось
Согласно данным ЗМУ в 2020 году, численность лося на территории общедоступных охотничьих угодий ООУ г. Оленегорска составляет 69 особей.
Кормовые ресурсы для лося представлены характерными древесными, кустарниковыми и травянистыми видами растений лесотундровой и тундровой ландшафтных зон. Кормовая емкость угодий применительно к лосю остается стабильной. Распределение населения лося на территории области определяется совокупностью основных лимитирующих факторов: наличие доступных кормов, высота снежного покрова, насты, антропогенное воздействие.
Указанные факторы, вероятно, являются и причинами сезонных миграций. Роль кормов при выборе места обитания у лося является наиболее важной, особенно в зимний период, когда видовой состав и доступность кормов резко сокращается. Круглый год животные предпочитают кормиться в молодняках, где обилие и кормовые свойства растений наиболее высоки. С наступлением зимы глубокий снежный покров вынуждает животных покидать наиболее кормные участки по вырубкам и гарям и перемещаться вглубь лесных массивов с менее кормными угодьями, но с более доступными кормами.
При сильном воздействии фактора беспокойства происходит активная миграция животных из более открытых участков в лесные, с более высокими защитными свойствами, а также на территории заказников. Сезонные миграции лосей, обусловленные недостатком сезонных кормов, высотой снежного покрова характерны для различных районов ареала и являются следствием поиска мест обитания, свойства которых наиболее близки к оптимальным.
Показатель бонитета ООУ г. Оленегорска для лося соответствует 3 классу (вышесредние), хозяйственно-целесообразная численность лося в ООУ г. Оленегорска рассчитана в 900 особей.
В соответствии с приказом Минприроды России от 30.04.2010 № 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» в сезоне охоты на лося 2020 – 2021 гг. (на взрослых самцов лося с 01 по 30 сентября 2020 года, на все половозрелые группы в период с 01 октября до 31 декабря 2020 года, в возрасте до 1 года в период с 01 января до 15 января 2021 года) исходя из показателя численности (особей) на 1000 га охотничьих угодий, пригодных для обитания данного вида, норматив допустимого изъятия составит в ООУ г. Оленегорска 3 % (таблица 2) или 2 особи.
Дикий северный олень
Дикий северный олень обитает в Мурманской области в двух популяциях на западе и на востоке области.
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области № 221-ПП/7 от 25 апреля 2014 года западная популяция дикого северного оленя (Rangifer tarandus tarandus Linnaeus, 1758) Мурманской области (горно-тундровая форма) занесена в Красную книгу Мурманской области со статусом видов: редкие, находящиеся в состоянии, близком к угрожаемому.
Постановлением Правительства Мурманской области № 172-ПП от 03 апреля 2020 года обе популяции дикого северного оленя (Rangifer tarandus tarandus Linnaeus, 1758) Мурманской области занесены в Красную книгу Мурманской области.
Кроме того, 2 апреля 2020 года Минюст России утвердил приказ Минприроды России от 24.03.2020 № 162, которым утвержден Перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, куда был включен дикий северный олень европейский Rangifer tarandus tarandus (мурманская западная популяция, мурманская восточная популяция и др.).
В связи с чем, МПР Мурманской области в сезоне охоты 2020-2021 годов исключает квоту на дикого северного оленя из проекта квот добычи охотничьих ресурсов в Мурманской области.
Медведь
Учет численности медведя и его достоверность во многом определяется знанием учетчиками экологии, этологии и основ охоты на медведя.
Государственные инспектора МПР Мурманской области, на основании собственных многолетних наблюдений и опроса жителей с достаточной достоверностью определяют и прогнозируют плотность населения медведя во всех районах области.
Учет медведя проводится дважды в год. Весной, после выхода медведей из берлог, а также визуально с отметкой следов жизнедеятельности с середины июля до конца осенней охоты.
Бурый медведь – эвритопный вид. В природе вполне мирно уживается с другими видами. Врагов у медведей нет, кроме волка, которые могут приспособиться добывать медвежат.
Несмотря на достаточно хорошо выраженную территориальность медведя, в одних и тех же местах весной, летом и осенью встречаются следы разных зверей.
Результативность охоты связана с повышенной плотностью населения медведей. Динамика численности зверя позволяет утверждать, что популяция бурого медведя находится в благополучном состоянии при устойчивой тенденции к росту поголовья.
Динамика численности медведя на территории Мурманской области по данным учета за последние пять лет представлена ниже в таблице 3.
Таблица 3.
Вид жив. |
|
|||||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
||||||
числ. (гол.) |
в % к 2014 |
числ. (гол.) |
в % к 2015 |
числ. (гол.) |
в % к 2016 |
числ. (гол.) |
в % к 2017 |
числ. (гол.) |
в % к 2018 |
|
Бурый медведь |
843 |
107,5 % |
936 |
111 % |
961 |
102,7 % |
988 |
102,8 % |
994 |
100,6 % |
Необходимо учесть, что рост численности бурого медведя приводит к увеличению ущерба сельскому хозяйству (в том числе оленеводству) и возникновению угрозы жизни и здоровья людей.
Ввиду неблагоприятных погодных условий, повлиявших на кормовую базу, в 2019 году на территории Мурманской области проведено 37 мероприятий по регулированию численности бурого медведя в связи с угрозой жизни и здоровья граждан, изъято 23 медведя.
По результатам учетных работ в общедоступных охотничьих угодьях г. Оленегорска с подведомственной территорией в 2020 году численность бурого медведя составила 61 особь.
В сезоне охоты 2020-2021 годов на медведя в осенне-зимний период с 1 августа по 30 ноября 2020 года и в весенний период с 15 апреля по 20 мая 2021 года, считаем целесообразным поставить максимально возможную квоту и допустить изъятие 9 особей бурого медведя на ООУ г. Апатиты.
Таким образом, квота на добычу 9 особей медведя составит 15 % от численности и соответствует установленным нормам допустимого изъятия от 3% до 15%.
Выводы:
Принимая во внимание степень антропогенной нагрузки на окружающую среду Мурманской области считаем, что состояние охотничьих ресурсов большинства видов оценивается удовлетворительно. Вместе с тем, МПР Мурманской области стремится к рациональному использованию запасов охотничьих видов, строго в рамках утвержденных лимитов.
Предложения по установлению квот добычи лося в общедоступных охотничьих угодьях
г. Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области
№ п/п |
Наименование общедоступных охотничьих угодий муниципальных районов, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов |
Площадь, пригодная для обитания вида охотничьих ресурсов, тыс. га |
Численность вида охотничьих ресурсов, особей |
Показатель численности, особей на 1000 га |
Квоты добычи |
|||||||||||
% от численности |
особей |
в том числе. |
||||||||||||||
старше 1 года, особей |
до 1 года, особей |
|||||||||||||||
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
самцы с неокостеневшими рогами (пантами) |
самцы во время гона |
без подразделения по половому признаку |
|
|||||
1 |
ООУ г. Оленегорска |
186,2 |
83 |
66 |
77 |
69 |
0,7 |
0,5 |
0,41 |
0,37 |
3 |
2 |
|
|
2 |
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|