г. Оленегорск с подведомственной территорией

Состав и содержание материалов установлены требованиями статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», приказа Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области от 01.12.2020 № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду».

После проведения общественных обсуждений окончательный вариант материалов будет направлен на государственную экологическую экспертизу в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» с целью утверждения лимитов добычи охотничьих ресурсов в порядке, установленном ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Проанализировав данные учетов численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, сведения о добыче прошедшего сезона охоты, Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области (далее - МПР МО), подготовило предложения по объемам (лимитам) изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Документы представлены в объеме и составе, согласно рекомендациям от 27.05.1999 № 02-13/16-269 Государственного Комитета Российской Федерации по охране окружающей среды.

Нормативы допустимого изъятия диких копытных животных и бурого медведя рассчитываются в соответствии с приказами Минприроды России от 25.11.2020 № 965 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» и от 27.11.2020 № 981 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию».

МПР МО запланированы общественные обсуждения в г. Оленегорск, ул. Строительная, 52 (27 апреля 2022 года). 

Уведомление о проведении общественных обсуждений предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду на территории Мурманской области в случае проведения оценки воздействия планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой является объектом государственной экологической экспертизы регионального уровня на официальном сайте МПР МО во вкладке «Уведомления о проведении общественных обсуждений» (https://mpr.gov-murman.ru/open_min/notifications/).

Постановлением Губернатора Мурманской области от 31.07.2018 № 81-ПГ «Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Мурманской области» (далее - Схема) определены характеристики размещения и состояния использования охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов Мурманской области, а также их границы (https://mpr.gov-murman.ru/documents/npa/regional/).

Приказом Минприроды России от 25.11.2020 № 964 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных» предусмотрено, что при осуществлении государственного мониторинга определяется, в том числе, численность и распространение охотничьих ресурсов (по видам), размещение их в среде обитания (в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов).

Единственной принятой методикой учета численности охотничьих ресурсов, позволяющей определить численность диких копытных животных, птиц и пушных зверей (за исключением зимоспящих и полуводных), является методика зимнего маршрутного учета (далее – ЗМУ), которая утверждена приказом ФГБУ «ФЦРОХ» от 24.11.2021.

ЗМУ относится к числу комплексных учетов, при выполнении которого проводится относительный учет многих видов животных и встреченных на маршруте оседлых охотничьих птиц. Всего учитывается 12 видов основных охотничьих ресурсов.

В целях определения и уточнения ресурсов основных видов охотничьих животных в период с 15 января по 10 марта 2022 года в 10 районах Мурманской области был организован и проведен зимний маршрутный учет численности охотничьих ресурсов: зверей и птиц в соответствии с Методическими указаниями.

На территории общедоступных охотничьих угодий учетные работы проведены силами государственных инспекторов и местными охотниками, имеющими опыт участия в проведении ЗМУ.

Всего в общедоступных охотничьих угодьях г. Оленегорска с подведомственной территорией (далее – ООУ г. Оленегорска) пройдено 27 учетных маршрутов, протяженностью 241,90 км.

Метеорологические условия, сложившиеся в охотничьих угодьях Мурманской области в период проведения зимнего маршрутного учета 2022 года для диких копытных животных в целом по области были благоприятными, высота снежного покрова и его плотность позволила беспрепятственно передвигаться животным по угодьям, что в соответствии с требованиями методических указаний позволило в срок и в полном объеме выполнить учетные работы.

Состояние кормовой базы для копытных животных в области не вызывает опасений. Обширные площади зарастающих вырубок, гарей, заброшенных полей полностью обеспечивают кормами лося.

Бурый медведь отличается исключительной всеядностью, зверь легко переходит от одного вида корма к другому, как растительного, так и животного происхождения, но основу питания все же составляют растительные корма, поэтому в жизненном цикле медведя важную роль играет урожайность лесных ягод и растений.

Учеты численности бурого медведя проведены в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области от 30.06.2021 № 358 «О проведении учета бурого медведя в Мурманской области в 2021 году» методом картирования следов жизнедеятельности в соответствии с методическими указаниями по определению численности бурого медведя (Москва, 1990 г.).

Площадь охотничьих угодий Мурманской области:

- закрепленные 1093,32 тыс. га (8,2 %),

- общедоступные 12206,16 тыс. га (91,8 %).

Добыча охотничьих ресурсов на территории Мурманской области носит в основном любительский и спортивный характер.

          Основной причиной, влияющей на состояние популяции диких копытных животных в Мурманской области, является браконьерство. Незаконная охота осуществляется с применением снегоходной техники в период весенних настов и наносит существенный ущерб охотничьему хозяйству Мурманской области.  Пресс хищников на популяцию диких копытных животных не оказывает существенного влияния.

В 2019 году проведено 100 природоохранных рейдов, возбуждено 167 административных дел, вынесено административных наказаний в виде административных штрафов на сумму 178,4 тыс. рублей, взыскано 187,6 тыс. рублей. В территориальные подразделения Федеральной службы судебных приставов России для принудительного исполнения направлены материалы в отношении 6 лиц. Предъявлен к взысканию ущерб на сумму 2070,9 тыс. рублей, взыскан ущерб в размере 540,0 тыс. рублей.

Выявлено 3 факта незаконной добычи 3 особей лося, возбуждено 3 уголовных дела по ч 2. ст. 258 УК РФ. Из них 2 уголовное дело прекращено по п.1 ч.1 ст. 208 УПК РФ (за не установлением лица, совершившего преступление).

В 2020 году Отделом государственного охотничьего надзора проведено 124 природоохранных рейда, возбуждено 146 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.37 Ко АП РФ «Нарушение Правил охоты». Вынесено административных наказаний в виде административных штрафов на сумму 181,4 тыс. рублей, из них взыскано 179,4 тыс. рублей. По факту незаконной добычи охотничьих ресурсов возбуждено 1 уголовное дело по ст. 258 УК РФ.  Предъявлен к взысканию ущерб на сумму 860,0 тыс. рублей, из них взыскано 540,0 тыс. рублей. Изъято 8 единиц охотничьего оружия.

В 2021 году отделом государственного охотничьего надзора проведено 157 природоохранных рейдов, возбуждено 160 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.11, 8.37, 20.25 КоАП РФ.

Вынесено административных наказаний в виде административных штрафов на сумму 208,5 тыс. рублей, из них взыскано 196,6 тыс. рублей.

По факту незаконной добычи охотничьих ресурсов возбуждено 1 уголовное дело по ст. 258 УК РФ. Предъявлен к взысканию ущерб на сумму 915,45 тыс. рублей, из них взыскано 490,8 тыс. рублей. Изъято 8 единиц охотничьего оружия.

В целях своевременного реагирования и выявления фактов нарушения природоохранного законодательства в МПР МО создан ГОКУ Мурманской области «Региональный центр лесного и экологического контроля», инспектора которого совместно с государственными инспекторами отдела государственного охотничьего надзора осуществляет природоохранные рейды в общедоступных охотничьих угодьях Мурманской области и на путях миграции диких копытных животных.

С целью повышения эффективности федерального государственного охотничьего надзора, минимизации факторов, негативно влияющих на численность охотничьих ресурсов, сохранения и роста численности основных видов охотничьих ресурсов разработана Государственная программа Мурманской области «Природные ресурсы и экология», утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 11.08.2020 № 570 ПП (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 17.01.2022 № 19-ПП) в рамках подпрограммы 6 «Охрана и рациональное использование животного мира и развитие охотничьего хозяйства» которой выполняется комплекс мероприятий, направленных на устойчивое существование и сохранение численности основных видов охотничьих ресурсов.

                                                                                                            

Таблица 1

  Нарушения природоохранного законодательства по годам.

                                                                                                        

 

Выявлено нарушений природоохранного законодательства

По годам, (количество случаев)

2014 год

2015 год

 

2016 год

2017 год

2018

год

2019

год

2020 год

2021

год

 

97

 

115

 

 

132

 

101

 

169

 

100

 

146

 

160

 

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года (постановление Правительства Мурманской области от 25.12.2013 № 768-ПП/20) проводится анализ состояния популяции охотничьих ресурсов Мурманской области.

 

Лось

 

Согласно данным ЗМУ в 2022 году численность лося на территории общедоступных охотничьих угодий ООУ г. Оленегорска составляет 92 особи.

Кормовые ресурсы для лося представлены характерными древесными, кустарниковыми и травянистыми видами растений лесотундровой и тундровой ландшафтных зон. Кормовая емкость угодий применительно к лосю остается стабильной. Распределение населения лося на территории области определяется совокупностью основных лимитирующих факторов: наличие доступных кормов, высота снежного покрова, насты, антропогенное воздействие.

Указанные факторы, вероятно, являются и причинами сезонных миграций. Роль кормов при выборе места обитания у лося является наиболее важной, особенно в зимний период, когда видовой состав и доступность кормов резко сокращается. Круглый год животные предпочитают кормиться в молодняках, где обилие и кормовые свойства растений наиболее высоки. С наступлением зимы глубокий снежный покров вынуждает животных покидать наиболее кормные участки по вырубкам и гарям и перемещаться вглубь лесных массивов с менее кормными угодьями, но с более доступными кормами.

 При сильном воздействии фактора беспокойства происходит активная миграция животных из более открытых участков в лесные, с более высокими защитными свойствами, а также на территории заказников. Сезонные миграции лосей, обусловленные недостатком сезонных кормов, высотой снежного покрова характерны для различных районов ареала и являются следствием поиска мест обитания, свойства которых наиболее близки к оптимальным.

Показатель бонитета ООУ г. Оленегорска для лося соответствует 3 классу (вышесредние), хозяйственно-целесообразная численность лося в ООУ г. Оленегорска рассчитана в 900 особей.

В соответствии с приказом Минприроды России от 25.11.2020 № 965 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» в сезоне охоты на лося 2022 – 2023 гг. (на взрослых самцов лося с 01 по 30 сентября 2022 года, на все половозрастные группы в период с 15 сентября 2022 года до 10 января 2023 года, в том числе особей до 1 года) исходя из показателя численности (особей) на 1000 га площади категории среды обитания, на которую определялась численность данного вида охотничьих ресурсов, норматив допустимого изъятия составит в ООУ г. Оленегорска 3 % (таблица 2) или 2 особи.

 

Медведь

 

Учет численности медведя и его достоверность во многом определяется знанием учетчиками экологии, этологии и основ охоты на медведя.

Государственные инспектора МПР МО, на основании собственных многолетних наблюдений и опроса жителей с достаточной достоверностью определяют и прогнозируют плотность населения медведя во всех районах области.

 Учет медведя проводится дважды в год. Весной, после выхода медведей из берлог, а также визуально с отметкой следов жизнедеятельности с середины июля до конца осенней охоты.

Бурый медведь – эвритопный вид. В природе вполне мирно уживается с другими видами. Врагов у медведей нет, кроме волка, которые могут приспособиться добывать медвежат.

Несмотря на достаточно хорошо выраженную территориальность медведя, в одних и тех же местах весной, летом и осенью встречаются следы разных зверей.

Результативность охоты связана с повышенной плотностью населения медведей. Динамика численности зверя позволяет утверждать, что популяция бурого медведя находится в благополучном состоянии при устойчивой тенденции к росту поголовья.

Динамика численности медведя на территории Мурманской области по данным учета за последние пять лет представлена ниже в таблице 3.

 

                                                                                                                      Таблица 3.

 

 

Вид жив.

 

2017

2018

2019

2020

2021

числ.

(гол.)

в % к 2016

числ.

(гол.)

в % к 2017

числ. (гол.)

в % к 2018

числ. (гол.)

в % к 2019

числ. (гол.)

в % к 2020

Бурый медведь

961

102,7

%

988

102,8 %

994

100,6 %

1118

112,5 %

994

88,9%

 

Необходимо учесть, что рост численности бурого медведя приводит к увеличению ущерба сельскому хозяйству (в том числе оленеводству) и возникновению угрозы жизни и здоровья людей.

По результатам учетных работ в общедоступных охотничьих угодьях           г. Оленегорска с подведомственной территорией в 2022 году численность бурого медведя составила 46 особей.

В сезоне   охоты   2022-2023 годов на медведя в осенне-зимний период с 1 августа по 31 декабря 2022 года и в весенний период с 21 марта по 10 июня 2023 года, считаем целесообразным поставить возможную квоту и допустить изъятие 6 особей бурого медведя на ООУ г. Оленегорск.

Таким образом, квота на добычу 6 особей медведя составит 15 % от численности и соответствует установленным нормам допустимого изъятия от 0% до 30%.

 

Выводы:

          Принимая во внимание степень антропогенной нагрузки на окружающую среду Мурманской области считаем, что состояние охотничьих ресурсов большинства видов оценивается удовлетворительно. Вместе с тем, МПР МО стремится к рациональному использованию запасов охотничьих видов, строго в рамках утвержденных лимитов.



 

 

 

Предложения по установлению квот добычи лося в общедоступных охотничьих угодьях

г. Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области

 

п/п

Наименование муниципальных районов (районы, округа), охотничьих угодий, иных территорий

Площадь категорий среды обитания охотничьих ресурсов охотничьего угодья, иной территории на которую определялась численность вида охотничьих ресурсов, тыс. га

Численность вида охотничьих ресурсов, особей

Показатель численности, особей на 1000 га

Квоты добычи

%  от численности

особей

в том числе.

старше 1 года, особей

до 1 года, особей

2019 г.

2020

г.

2021

г.

2022г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022г.

самцы с неокостеневшими рогами (пантами)

самцы во время

гона

без подразделения по половому признаку

 

1

ООУ

г. Оленегорска

169,7

77

69

102

92

0,41

0,47

0,6

0,54

3

2

0

0

1

1

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 18 марта 2022
AA