Состав и содержание материалов установлены требованиями статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», приказа Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области от 01.12.2020 № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду».
После проведения общественных обсуждений окончательный вариант материалов будет направлен на государственную экологическую экспертизу в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» с целью утверждения лимитов добычи охотничьих ресурсов в порядке, установленном ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Проанализировав данные учетов численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, сведения о добыче прошедшего сезона охоты, Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области (далее - МПР МО), подготовило предложения по объемам (лимитам) изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Документы представлены в объеме и составе, согласно рекомендациям от 27.05.1999 № 02-13/16-269 Государственного Комитета Российской Федерации по охране окружающей среды.
Нормативы допустимого изъятия диких копытных животных и бурого медведя рассчитываются в соответствии с приказами Минприроды России от 25.11.2020 № 965 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» и от 27.11.2020 № 981 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию».
МПР МО запланированы общественные обсуждения в г. Оленегорск, ул. Строительная, 52 (27 апреля 2022 года).
Уведомление о проведении общественных обсуждений предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду на территории Мурманской области в случае проведения оценки воздействия планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой является объектом государственной экологической экспертизы регионального уровня на официальном сайте МПР МО во вкладке «Уведомления о проведении общественных обсуждений» (https://mpr.gov-murman.ru/open_min/notifications/).
Постановлением Губернатора Мурманской области от 31.07.2018 № 81-ПГ «Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Мурманской области» (далее - Схема) определены характеристики размещения и состояния использования охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов Мурманской области, а также их границы (https://mpr.gov-murman.ru/documents/npa/regional/).
Приказом Минприроды России от 25.11.2020 № 964 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных» предусмотрено, что при осуществлении государственного мониторинга определяется, в том числе, численность и распространение охотничьих ресурсов (по видам), размещение их в среде обитания (в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов).
Единственной принятой методикой учета численности охотничьих ресурсов, позволяющей определить численность диких копытных животных, птиц и пушных зверей (за исключением зимоспящих и полуводных), является методика зимнего маршрутного учета (далее – ЗМУ), которая утверждена приказом ФГБУ «ФЦРОХ» от 24.11.2021.
ЗМУ относится к числу комплексных учетов, при выполнении которого проводится относительный учет многих видов животных и встреченных на маршруте оседлых охотничьих птиц. Всего учитывается 12 видов основных охотничьих ресурсов.
В целях определения и уточнения ресурсов основных видов охотничьих животных в период с 15 января по 10 марта 2022 года в 10 районах Мурманской области был организован и проведен зимний маршрутный учет численности охотничьих ресурсов: зверей и птиц в соответствии с Методическими указаниями.
На территории общедоступных охотничьих угодий учетные работы проведены силами государственных инспекторов и местными охотниками, имеющими опыт участия в проведении ЗМУ.
Всего в общедоступных охотничьих угодьях г. Оленегорска с подведомственной территорией (далее – ООУ г. Оленегорска) пройдено 27 учетных маршрутов, протяженностью 241,90 км.
Метеорологические условия, сложившиеся в охотничьих угодьях Мурманской области в период проведения зимнего маршрутного учета 2022 года для диких копытных животных в целом по области были благоприятными, высота снежного покрова и его плотность позволила беспрепятственно передвигаться животным по угодьям, что в соответствии с требованиями методических указаний позволило в срок и в полном объеме выполнить учетные работы.
Состояние кормовой базы для копытных животных в области не вызывает опасений. Обширные площади зарастающих вырубок, гарей, заброшенных полей полностью обеспечивают кормами лося.
Бурый медведь отличается исключительной всеядностью, зверь легко переходит от одного вида корма к другому, как растительного, так и животного происхождения, но основу питания все же составляют растительные корма, поэтому в жизненном цикле медведя важную роль играет урожайность лесных ягод и растений.
Учеты численности бурого медведя проведены в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области от 30.06.2021 № 358 «О проведении учета бурого медведя в Мурманской области в 2021 году» методом картирования следов жизнедеятельности в соответствии с методическими указаниями по определению численности бурого медведя (Москва, 1990 г.).
Площадь охотничьих угодий Мурманской области:
- закрепленные 1093,32 тыс. га (8,2 %),
- общедоступные 12206,16 тыс. га (91,8 %).
Добыча охотничьих ресурсов на территории Мурманской области носит в основном любительский и спортивный характер.
Основной причиной, влияющей на состояние популяции диких копытных животных в Мурманской области, является браконьерство. Незаконная охота осуществляется с применением снегоходной техники в период весенних настов и наносит существенный ущерб охотничьему хозяйству Мурманской области. Пресс хищников на популяцию диких копытных животных не оказывает существенного влияния.
В 2019 году проведено 100 природоохранных рейдов, возбуждено 167 административных дел, вынесено административных наказаний в виде административных штрафов на сумму 178,4 тыс. рублей, взыскано 187,6 тыс. рублей. В территориальные подразделения Федеральной службы судебных приставов России для принудительного исполнения направлены материалы в отношении 6 лиц. Предъявлен к взысканию ущерб на сумму 2070,9 тыс. рублей, взыскан ущерб в размере 540,0 тыс. рублей.
Выявлено 3 факта незаконной добычи 3 особей лося, возбуждено 3 уголовных дела по ч 2. ст. 258 УК РФ. Из них 2 уголовное дело прекращено по п.1 ч.1 ст. 208 УПК РФ (за не установлением лица, совершившего преступление).
В 2020 году Отделом государственного охотничьего надзора проведено 124 природоохранных рейда, возбуждено 146 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.37 Ко АП РФ «Нарушение Правил охоты». Вынесено административных наказаний в виде административных штрафов на сумму 181,4 тыс. рублей, из них взыскано 179,4 тыс. рублей. По факту незаконной добычи охотничьих ресурсов возбуждено 1 уголовное дело по ст. 258 УК РФ. Предъявлен к взысканию ущерб на сумму 860,0 тыс. рублей, из них взыскано 540,0 тыс. рублей. Изъято 8 единиц охотничьего оружия.
В 2021 году отделом государственного охотничьего надзора проведено 157 природоохранных рейдов, возбуждено 160 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.11, 8.37, 20.25 КоАП РФ.
Вынесено административных наказаний в виде административных штрафов на сумму 208,5 тыс. рублей, из них взыскано 196,6 тыс. рублей.
По факту незаконной добычи охотничьих ресурсов возбуждено 1 уголовное дело по ст. 258 УК РФ. Предъявлен к взысканию ущерб на сумму 915,45 тыс. рублей, из них взыскано 490,8 тыс. рублей. Изъято 8 единиц охотничьего оружия.
В целях своевременного реагирования и выявления фактов нарушения природоохранного законодательства в МПР МО создан ГОКУ Мурманской области «Региональный центр лесного и экологического контроля», инспектора которого совместно с государственными инспекторами отдела государственного охотничьего надзора осуществляет природоохранные рейды в общедоступных охотничьих угодьях Мурманской области и на путях миграции диких копытных животных.
С целью повышения эффективности федерального государственного охотничьего надзора, минимизации факторов, негативно влияющих на численность охотничьих ресурсов, сохранения и роста численности основных видов охотничьих ресурсов разработана Государственная программа Мурманской области «Природные ресурсы и экология», утвержденная постановлением Правительства Мурманской области от 11.08.2020 № 570 ПП (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 17.01.2022 № 19-ПП) в рамках подпрограммы 6 «Охрана и рациональное использование животного мира и развитие охотничьего хозяйства» которой выполняется комплекс мероприятий, направленных на устойчивое существование и сохранение численности основных видов охотничьих ресурсов.
Таблица 1
Нарушения природоохранного законодательства по годам.
Выявлено нарушений природоохранного законодательства |
По годам, (количество случаев) |
|||||||
2014 год |
2015 год
|
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|
97 |
115
|
132 |
101 |
169 |
100 |
146 |
160 |
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года (постановление Правительства Мурманской области от 25.12.2013 № 768-ПП/20) проводится анализ состояния популяции охотничьих ресурсов Мурманской области.
Лось
Согласно данным ЗМУ в 2022 году численность лося на территории общедоступных охотничьих угодий ООУ г. Оленегорска составляет 92 особи.
Кормовые ресурсы для лося представлены характерными древесными, кустарниковыми и травянистыми видами растений лесотундровой и тундровой ландшафтных зон. Кормовая емкость угодий применительно к лосю остается стабильной. Распределение населения лося на территории области определяется совокупностью основных лимитирующих факторов: наличие доступных кормов, высота снежного покрова, насты, антропогенное воздействие.
Указанные факторы, вероятно, являются и причинами сезонных миграций. Роль кормов при выборе места обитания у лося является наиболее важной, особенно в зимний период, когда видовой состав и доступность кормов резко сокращается. Круглый год животные предпочитают кормиться в молодняках, где обилие и кормовые свойства растений наиболее высоки. С наступлением зимы глубокий снежный покров вынуждает животных покидать наиболее кормные участки по вырубкам и гарям и перемещаться вглубь лесных массивов с менее кормными угодьями, но с более доступными кормами.
При сильном воздействии фактора беспокойства происходит активная миграция животных из более открытых участков в лесные, с более высокими защитными свойствами, а также на территории заказников. Сезонные миграции лосей, обусловленные недостатком сезонных кормов, высотой снежного покрова характерны для различных районов ареала и являются следствием поиска мест обитания, свойства которых наиболее близки к оптимальным.
Показатель бонитета ООУ г. Оленегорска для лося соответствует 3 классу (вышесредние), хозяйственно-целесообразная численность лося в ООУ г. Оленегорска рассчитана в 900 особей.
В соответствии с приказом Минприроды России от 25.11.2020 № 965 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» в сезоне охоты на лося 2022 – 2023 гг. (на взрослых самцов лося с 01 по 30 сентября 2022 года, на все половозрастные группы в период с 15 сентября 2022 года до 10 января 2023 года, в том числе особей до 1 года) исходя из показателя численности (особей) на 1000 га площади категории среды обитания, на которую определялась численность данного вида охотничьих ресурсов, норматив допустимого изъятия составит в ООУ г. Оленегорска 3 % (таблица 2) или 2 особи.
Медведь
Учет численности медведя и его достоверность во многом определяется знанием учетчиками экологии, этологии и основ охоты на медведя.
Государственные инспектора МПР МО, на основании собственных многолетних наблюдений и опроса жителей с достаточной достоверностью определяют и прогнозируют плотность населения медведя во всех районах области.
Учет медведя проводится дважды в год. Весной, после выхода медведей из берлог, а также визуально с отметкой следов жизнедеятельности с середины июля до конца осенней охоты.
Бурый медведь – эвритопный вид. В природе вполне мирно уживается с другими видами. Врагов у медведей нет, кроме волка, которые могут приспособиться добывать медвежат.
Несмотря на достаточно хорошо выраженную территориальность медведя, в одних и тех же местах весной, летом и осенью встречаются следы разных зверей.
Результативность охоты связана с повышенной плотностью населения медведей. Динамика численности зверя позволяет утверждать, что популяция бурого медведя находится в благополучном состоянии при устойчивой тенденции к росту поголовья.
Динамика численности медведя на территории Мурманской области по данным учета за последние пять лет представлена ниже в таблице 3.
Таблица 3.
Вид жив. |
|
|||||||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
||||||
числ. (гол.) |
в % к 2016 |
числ. (гол.) |
в % к 2017 |
числ. (гол.) |
в % к 2018 |
числ. (гол.) |
в % к 2019 |
числ. (гол.) |
в % к 2020 |
|
Бурый медведь |
961 |
102,7 % |
988 |
102,8 % |
994 |
100,6 % |
1118 |
112,5 % |
994 |
88,9% |
Необходимо учесть, что рост численности бурого медведя приводит к увеличению ущерба сельскому хозяйству (в том числе оленеводству) и возникновению угрозы жизни и здоровья людей.
По результатам учетных работ в общедоступных охотничьих угодьях г. Оленегорска с подведомственной территорией в 2022 году численность бурого медведя составила 46 особей.
В сезоне охоты 2022-2023 годов на медведя в осенне-зимний период с 1 августа по 31 декабря 2022 года и в весенний период с 21 марта по 10 июня 2023 года, считаем целесообразным поставить возможную квоту и допустить изъятие 6 особей бурого медведя на ООУ г. Оленегорск.
Таким образом, квота на добычу 6 особей медведя составит 15 % от численности и соответствует установленным нормам допустимого изъятия от 0% до 30%.
Выводы:
Принимая во внимание степень антропогенной нагрузки на окружающую среду Мурманской области считаем, что состояние охотничьих ресурсов большинства видов оценивается удовлетворительно. Вместе с тем, МПР МО стремится к рациональному использованию запасов охотничьих видов, строго в рамках утвержденных лимитов.
Предложения по установлению квот добычи лося в общедоступных охотничьих угодьях
г. Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области
№ п/п |
Наименование муниципальных районов (районы, округа), охотничьих угодий, иных территорий |
Площадь категорий среды обитания охотничьих ресурсов охотничьего угодья, иной территории на которую определялась численность вида охотничьих ресурсов, тыс. га |
Численность вида охотничьих ресурсов, особей |
Показатель численности, особей на 1000 га |
Квоты добычи |
|||||||||||
% от численности |
особей |
в том числе. |
||||||||||||||
старше 1 года, особей |
до 1 года, особей |
|||||||||||||||
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022г. |
самцы с неокостеневшими рогами (пантами) |
самцы во время гона |
без подразделения по половому признаку |
|
|||||
1 |
ООУ г. Оленегорска |
169,7 |
77 |
69 |
102 |
92 |
0,41 |
0,47 |
0,6 |
0,54 |
3 |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|