На основании Гражданского Кодекса Российской Федерации опека над недееспособными совершеннолетними гражданами устанавливается, если они страдают психическими заболеваниями и не могут понимать значение своих действий.
Как установить опеку над недееспособным совершеннолетним гражданином, куда обращаться, и какие документы нужны.
Оформить опеку над недееспособным гражданином.
Для того чтобы человек имел право стать опекуном гражданина, страдающего психическим заболеванием, существует ряд требований:
- он должен быть совершеннолетним.
- не лишен родительских прав.
- не иметь судимости за умышленные преступления против здоровья и жизни граждан в момент назначения его опекуном.
Если гражданин желает стать опекуном, ему необходимо обратиться в орган опеки и попечительства.
Требуемые документы:
- заявление о назначении опекуном, которое подается в письменном виде или в форме электронного документа.
- медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в опекуны, оно выдается по специальной форме, утвержденной Министерством здравоохранения.
- справка с места работы с указанием размера средней заработной платы и должности заявителя за последние 12 месяцев, для граждан, не состоящих в трудовых отношениях – иной документ, подтверждающий доходы. Если же опекуном намерен стать пенсионер, необходима копия пенсионного удостоверения.
- копия свидетельства о браке, если гражданин, желающий стать опекуном, состоит в браке.
- рукописная или напечатанная автобиография будущего опекуна.
- письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна).
- другие документы в зависимости от конкретного случая.
Подавать документы нужно в орган опеки и попечительства по месту жительства кандидата в опекуны, вместе с документами предъявляется паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность.
Важно: медицинская справка о состоянии здоровья опекуна принимается в течение трех месяцев после ее выдачи, остальные документы действительны в течение года.
Орган опеки и попечительства в течение двух рабочих дней после предоставления документов, запрашивает в соответствующих органах (организациях) следующие имеющиеся в их распоряжении документы (сведения):
- выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копию финансового лицевого счета с места жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном;
- справку об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выдаваемую органами внутренних дел;
- справку о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выдаваемую соответствующими уполномоченными органами;
- справку, подтверждающую получение пенсии, выдаваемую территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации или иными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, - в отношении гражданина, выразившего желание стать опекуном, являющегося пенсионером;
- заключение органов опеки и попечительства об отсутствии фактов ненадлежащего обращения близкого родственника, выразившего желание стать опекуном, с совершеннолетним подопечным в период до достижения им возраста 18 лет в случае, если опека или попечительство устанавливаются в связи с достижением совершеннолетия. Межведомственный запрос не направляется в случае, если орган опеки и попечительства располагает указанными сведениями.
В течение 7 дней после получения всех вышеперечисленных документов специалисты органа опеки и попечительства проводят проверку, чтобы изучить условия жизни гражданина, желающего стать опекуном.
В ходе обследования оцениваются жилищно-бытовые условия возможного опекуна, его мотивы и личные качества, его способность к выполнению обязанностей представителя недееспособного, его отношения с другими членами семьи, другие обстоятельства.
Акт проверки можно получить через три дня после его утверждения. Если заявитель не согласен с выводами комиссии, акт можно обжаловать в судебном порядке.
Решение органа опеки и попечительства
Орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня подачи заявителем необходимых документов и оформления акта обследования условий его жизни, принимает решение о целесообразности назначения кандидата опекуном недееспособного совершеннолетнего гражданина.
Если заявителю будет отказано в назначении его опекуном, ему должны обосновать причины такого отказа. При этом все документы возвращаются, а специалисты опеки должны объяснить заявителю, как можно обжаловать отказ.
Полученное заключение о возможности стать опекуном недееспособного гражданина считается действительным в течение двух лет со дня его выдачи.
Существует упрощенный порядок установления опеки над недееспособным гражданином в тех случаях, если предоставляются документы, подтверждающие родство с совершеннолетним подопечным.
Опекуны недееспособных лиц имеют полное право осуществлять от имени своих подопечных и в их интересах все необходимые сделки и другие юридические действия.
При этом мнение подопечного должно быть учтено при осуществлении действий, если же его мнение невозможно установить, опекуну нужно исходить из интересов своего подопечного. Такую информацию необходимо выяснить у его родителей, прежних опекунов или других лиц, которые предоставляли дееспособному гражданину какие-либо услуги.
Опекун также должен представлять интересы подопечного при оказании психиатрической помощи. Опекун является законным представителем недееспособного гражданина, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, или же если сам подопечный стал потерпевшим и не может самостоятельно себя защищать.
Контроль со стороны государственных органов
С целью надзора органы опеки проводят регулярный контроль за деятельностью опекуна. Проверки могут быть как плановые, так и внеплановые. Проверки проводятся для получения информации о жилищных условиях совершеннолетнего дееспособного гражданина и выполнения своих обязанностей опекуном.
Проверки проводятся с периодичностью:
- в течение 1 месяца с момента установления опеки.
- один раз в три месяца в течение первого года после назначения гражданина опекуном.
- один раз в полгода в течение второго и последующих лет после принятия решения о назначении опекуна.
При установлении опеки или попечительства над совершеннолетним подопечным его близким родственником из числа родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, детей и внуков, которые постоянно совместно с ним проживали не менее 10 лет на день подачи заявления о назначении опекуном, плановые проверки проводятся:
- 1 раз в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя;
- 1 раз в 3 года в течение последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя.
Опекуны должны ежегодно в срок до 1 февраля подавать отчеты о хранении имущества их подопечного.
Если в ходе проверки будет установлено, что опекун недобросовестно выполняет свои обязанности, его могут лишить прав на представление интересов совершеннолетнего недееспособного гражданина. Также отмена опеки возможна по просьбе самого опекуна.
Кроме того, опекуна могут отстранить от выполнения его обязанностей, если он использует подопечного гражданина в корыстных целях (например, распоряжается в личных интересах его имуществом, тратит на свои нужды).
Гражданским кодексом Российской Федерации также предусмотрена возможность восстановления дееспособности человека, если есть достаточные основания полагать, что он снова четко понимает значение своих действий. Если суд примет такое решение - опека над гражданином отменяется и опекун теряет свое право на представление его интересов.