Отчет
о результатах экспертно-аналитического мероприятия
«Проверка состояния и обслуживания муниципального долга, эффективности использования муниципальных заимствований в 2018 году»
Оленегорск 27.06.2019
Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия:
пункт 2.6.Плана работы Контрольно-счетной палаты города Оленегорска на 2019 год.
Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, порядок формирования муниципального долга, кредитные договоры, договоры о предоставлении муниципальных гарантий, муниципальная долговая книга.
Объект контрольного мероприятия: Управление экономики и финансов Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области (далее -УЭФ Администрации города Оленегорска).
Цель экспертно-аналитического мероприятия: эффективность управления и обслуживания внутреннего долга муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией в 2018 году.
Срок проведения контрольного мероприятия -с 03.06.2019 по 18.06.2019
Исследуемый период: 2018год
Перечень актов проверки (заключений), пояснения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов экспертно-аналитического мероприятия на результаты мероприятия:
В связи с завершением экспертно-аналитического мероприятия заключение по результатам мероприятия от 18.06.2019 было направлено в УЭФ Администрации города Оленегорска (исх. №01-05/52 от 18.06.2019, получено 18.06.2019) для сведения. Письменные пояснения и замечания не представлены.
Информационная основа экспертно-аналитического мероприятия: Бюджетный Кодекс Российской Федерации (далее- БК РФ); Решение Совета депутатов города Оленегорска от 26.12.2017 № 01-69 «О бюджете муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»; документы представленные УЭФ Администрации города Оленегорска (заключенные договоры и муниципальные контракты о предоставлении муниципальному образованию бюджетных кредитов и кредитов кредитных организаций, муниципальная долговая книга).
Результаты экспертно-аналитического мероприятия.
1.Нормативно-правовые акты регламентирующие управление муниципальным долгом.
1.1.Соглсно статье 6 БК РФ, муниципальный долг - это обязательства, возникающие из муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленные БК РФ и принятые на себя муниципальным образованием.
1.2.К бюджетным полномочиям муниципальных образований относится осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами (статья 9 БК РФ).
1.3.Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования (статья 101БК РФ).
1.4.Долговые обязательства муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета (статья 102 БК РФ).
1.5.Учет и регистрация муниципальных долговых обязательств муниципального образования осуществляются в муниципальной долговой книге муниципального образования (статья 120 БК РФ).
1.6.В проверяемом периоде вопросы формирования и управления муниципальным долгом в муниципальном образовании город Оленегорск закреплены следующими муниципальными нормативно-правовыми актами:
решением Совета депутатов города Оленегорска от 02.07.2010 № 01-44-рс «Об утверждении Устава муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» (статья 46 Устава);
решением Совета депутатов города Оленегорска от 11.04.2008 № 01-30РС «Об утверждении Положения о бюджетном процессе» (статьи 8, 46-48 Положения);
решением Совета депутатов города Оленегорска от 22.02.2008 № 01-19 рс «О порядке предоставления муниципальных гарантий муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией»;
постановлением Администрации города Оленегорска от 27.10.2017 №460 «Об основных направлениях бюджетной политики муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов»;
постановлением Администрации города Оленегорска от 16.12.2015 №541 «Порядок ведения муниципальной долговой книги муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией».
2. Муниципальные заимствования.
2.1.Согласно пункту 7 статьи 103 БК РФ, под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, размещаемых на внутреннем рынке в валюте Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства. Заимствования муниципальных образований в валюте Российской Федерации за пределами Российской Федерации не допускаются.
Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с БК РФ и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации.
Договоры о предоставлении бюджетных кредитов и кредитов кредитных организаций от имени муниципального образования заключены администрацией города Оленегорска в лице Главы города Оленегорска, что соответствует пункту 7 статьи 103 БК РФ.
2.2. В соответствии со статьей 106 БК РФ, предельный объем муниципальных заимствований не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита местного бюджета и (или) погашение долговых обязательств муниципального образования .
Предельный объем муниципальных заимствований
таблица №1 тыс. руб.
Показатель 2018 год
Дефицит бюджета 55 568,4
Погашение долговых обязательств 3 860,0
Предельный объем муниципальных заимствований 59 428,4
Утвержденный предельный объем муниципальных заимствований 49 680.0
Утвержденный предельный объем муниципальных заимствований не превышает допустимый предельный объем, что соответствует требованиям статье 106 БК РФ.
2.3.Разработка и реализация программ муниципальных внутренних заимствований и муниципальных гарантий от имени муниципального образования осуществляется УЭФ Администрации города Оленегорска.
В соответствии со статьей 110.1 БК РФ, решением Совета депутатов города Оленегорска от 26.12.2017 №01-69 рс утверждена Программа внутренних муниципальных заимствований муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, которая является приложением к решению.
Программа внутренних муниципальных заимствований
таблица №2 тыс. руб.
Виды заимствований 2018год
Внутренние заимствования 45820,0
Кредиты кредитных организаций в валюте РФ -
Получение кредитов от кредитных организаций -
Погашение кредитов -
Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ 45820,0
Получение кредитов от других бюджетов бюджетной системы 49680,0
Погашение кредитов 3860,0
Программа внутренний заимствований содержит перечень всех внутренних заимствований муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований, что соответствует пункту 1 статьи 110 БК РФ
2.4. Согласно статье 110.2. БК РФ Программа муниципальных гарантий является приложением к решению о бюджете. Программа муниципальных гарантий муниципального образования на 2018 год утверждена с нулевыми показателями (приложение №9 к решению Совета депутатов от 26.12.2017 № 01-69рс ).
3. Предельный объем муниципального долга
3.1.В соответствии с пунктами 1,3 статьи 107 БК РФ, предельный объем муниципального долга на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается решением о бюджете в рамках ограничений, установленных пунктом 3 настоящей статьи, и не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Предельный объем муниципального долга означает объем долга, который не может быть превышен при исполнении соответствующего бюджета.
3.2.Утвержденный предельный объем муниципального долга на 2018 год
таблица №3(тыс. рублей)
№
п./п. Наименование Значение
1. Общий годовой объем доходов местного бюджета 1 316 270,6
2. Объем безвозмездных поступлений 815 574,2
3. Объем доходов без учета безвозмездных поступлений (стр.1-стр.2) 500 696,4
4. Муниципальный долг по состоянию на 01.01.2018 467 830,0
5. Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы в 2018 году 49 680,0
6. Предельный объем муниципального долга(стр.4+стр.5) 517 510,0
Необходимо отметить, что предельный объем муниципального долга составил 517 510,0 тыс.рублей или 103,4 % от утвержденного объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений и превышает ограничения установленные пунктом 3 статьи 107 БК РФ.
Однако, до 1 января 2020 года в отношении муниципального образования, у которого объем муниципального долга на 1 января 2017 года составил более 100 процентов объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений, предельный объем муниципального долга может превысить ограничения, установленные пунктом 3 статьи 107 БК РФ, в пределах объема муниципального долга по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января текущего года (Федеральный закон от 09.04.2009 № 58-ФЗ).
3.3.Статьей 14 решения о бюджете установлен предельный объем муниципального долга на 2018 года в сумме 517510 тыс.рублей, что соответствует пункту 3 статьи107 БК РФ.
4.Верхний предел муниципального долга
Согласно пункту 6 статьи 107 БК РФ, решением о бюджете устанавливается верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), представляющий собой расчетный показатель, с указанием в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям. Аналогичное требование к решению о бюджете установлено пунктом 3 статьи 184.1 БК РФ.
Верхний предел муниципального долга рассчитан и равен объему муниципального долга на начало года, привлечению, в том числе заимствования в виде бюджетных кредитов, кредитов кредитных организаций и погашению долговых обязательств.
Верхний предел муниципального долга
таблица №4 (тыс. руб.)
№
п/п Наименование Значения
1. Объем муниципального долга на начало года на 01.01.2018 467 830,0
2. Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы 49 680,0
3. Кредиты от кредитных организаций 0
4. Погашение долговых обязательств 3 860,0
5. Верхний предел муниципального долга (стр. 1+стр.2-стр.4) 513 650,0
Статьей 1 решения о бюджете установлен верхний предел муниципального внутреннего долга по состоянию на 01.01.2019 в сумме 513 650,0 тыс.рублей, что соответствует пункту 6 статьи 107 БК РФ и не превышает ограничений, предусмотренных пунктом 3 статьи 107 БК РФ.
5. Муниципальный долг.
5.1. Согласно статье 100 БК РФ, долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:
1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).
Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).
5.2. Объем и структура муниципального долга
таблица №5 (тыс. руб.) (%)
№ строки Вид налогового обязательства Муниципальный долг (основной) Прирост
(тыс. руб.) Темп роста (%)
на 01.01.2018 на 01.01.2019
Объем (тыс. руб.) Уд. вес (%) Объем (тыс. руб.) Уд. вес (%)
1 Муниципальные ценные бумаги 0 0 0 0 0 0
2 Бюджетные кредиты 427830,0 91,4 473650,0 92,2 +45820,0 110,7
3 Кредиты полученные от кредитных организаций 40 000,0 8,6 40 000,0 7,8 0 0
4 Муниципальные гарантии 0 0 0 0
5 Всего(исполнено) 467830,0 100 513650,0 100 +45820,0 109,8
6 Налоговые и неналоговые доходы (исполнено) 480304,7 х 507 587,3 х +27 282,6 105,7
7 Размер долга к объему налоговых и неналоговых доходов(стр.1/стр.4)(%) 97,4 х 101,2 х Х х.
Как следует из приведенных показателей, объем муниципального долга по состоянию на 01.01.2019 увеличился по отношению к показателю на 01.01.2018 на 9,8% или на 45 820,0 тыс. рублей и составил 513 650,0 тыс.рублей.
Основная часть муниципального долга представлена бюджетными кредитами, их удельный вес составил 92,2% и увеличился за отчетный период на 0,8 процентных пункта. Целевым назначением привлечения кредитных ресурсов являлось финансирование дефицита бюджета и погашения долговых обязательств местного бюджета.
Долговые обязательства по ценным бумагам муниципального образования и муниципальным гарантиям отсутствуют.
Отношение фактического объема муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам на 01.01.2018 составлял 97,4 %, на 01.01.2019 составил 101,2% и увеличился на 3,8 процентных пункта.
Отношение муниципального долга к собственным доходам характеризует уровень долговой нагрузки и обеспеченность долга собственной доходной базой.
Значение показателя свыше 100 % свидетельствует о невозможности покрыть муниципальный долг собственными доходами. Это позволяет говорить о низком уровне долговой устойчивости.
Согласно Отчету об исполнении бюджета, объем муниципального долга по состоянию на 01.01.2019 не превысил предельного объема и верхнего предела муниципального долга установленного решением о бюджете, что соответствует статье 107 БК РФ.
6.Расходы на обслуживание муниципального долга
6.1. В соответствии со статьей 111 БК РФ объем расходов на обслуживание муниципального долга в очередном финансовом году, утвержденный решением о бюджете, по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 119 БК РФ, под обслуживанием муниципального долга понимаются операции по выплате доходов по муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.
Расходы на обслуживание муниципального долга
таблица №6(тыс. руб.)(%)
№ п./п. Наименование Значения
2018год
1. Расходы бюджета 1 380 765,0
2. Субвенции 489 379,3
3. Объем расходов за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций (стр.1-стр.2) 891 385,7
4. Объем расходов на обслуживание муниципального долга (утверждено) 4 930,6
5. Объем расходов на обслуживание муниципального долга (исполнено) 4 928,7
6. Объем расходов на обслуживание муниципального долга ( % ) (стр.5/стр.3) 0,6
Объем расходов на обслуживанию муниципального долга в 2018 году осуществлялся на выплаты процентов по кредитам.
Расходы на обслуживание муниципального исполнены в размере 4 928,7 тыс.рублей или 99,9% от уточненного плана и составили 0,6% объема расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не превысили ограничение, установленное статьей 111 БК РФ.
7.Муниципальная долговая книга
7.1.Ведение муниципальной долговой книги муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией (далее- Долговая книга) осуществляется УЭФ Администрации города Оленегорска.
Долговая книга предоставлена по состоянию на 01.01.2019 в виде электронных таблиц и содержит информацию об объеме долговых обязательств муниципального образования по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения полностью или частично, а также информацию о верхнем пределе муниципального долга, предельном объеме муниципального долга, предельном расходе на обслуживание муниципального долга.
7.2.По данным Долговой книги зарегистрировано (заключено) 16 договоров о предоставлении кредитов на сумму 518 850,0 тыс.рублей (приложения №№1,2 к заключению), том числе:
14 договоров на получение бюджетных кредитов в 2012-2018 годах на общую сумму 478 850,0 тыс.рублей, из них: 6 договоров о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам предоставленных в 2012году и 2014-2015 годах на сумму общую сумму 11 600,0 тыс.рублей; 2 договора о предоставлении кредитов в 2018 году на сумму 49 680,0 тыс. рублей.
2 договора на получение кредитов от кредитных организаций (АО Банк «Уссури») в 2016 году на сумму 40 000,0 тыс. рублей.
7.3.Заимствования предоставлялись на возмездной и возвратной основе на частичное финансирование дефицита бюджета и на погашение муниципальных долговых обязательств, в виде обязательств по кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций.
В 2018 году погашено 3860,0 тыс.рублей по кредитам 2015 и 2017 годов (основной долг) и 4928,7 тыс. рублей (проценты).
Объем долговых обязательств по состоянию на 01.01.2019 составил 513 650,0 тыс. рублей, что соответствует верхнему пределу муниципального долга.
Информация, отраженная в Долговой книге соответствует данным отраженным в представленных договорах о привлечении бюджетных кредитов и кредитов кредитных организаций, а также данным оборотно-сальдовой ведомости за 2018год.
7.4.Анализ заключенных договоров с кредитными организациями по привлечению долговых обязательств показал, что размер процентных ставок по привлеченным кредитам незначительно превышает ключевые ставки Центрального банка РФ .Динамика уровня ключевой ставки Центрального банка РФ (приложение №3 к заключению).
Снижение ключевых ставок Центрального банка РФ повлекло за собой снижение банковских процентных ставок.
таблица № 7(%)
Дата и номер договора Центральный банк России АО Банк «Уссури»
Период действия ключевой ставки Средняя ключевая ставка Период действия процентной кредитной ставки Процентная ставка за пользование кредитами
28.09.2016 №74-2016 28.09.16 -01.05.2018 8,584 28.09.16- 01.05.18 12,328
с 01.05.18 7,5 с 01.05.2018 10,828
26.12.2016 №100-2016 26.12.16-01.05.18 8,584 с 26.12.16- 01.05.18 11,331
с 01.05.18 7,5 с 01.05.2018 9,861
7.5. Размещение муниципальных заказов на оказание услуг по предоставлению кредитных средств в 2016 году для финансирования дефицита и долговых обязательств местного бюджета, производилось в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ.
7.6.Следует отметить, что приказами Центрального банка РФ от 25.05.2018 №№ ОД-1326,1327 у Банка «Уссури» отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.10.2018 № дело А73-9829/2018 «АО Банк «Уссури» признан несостоятельным (банкротом) и в отношении его открыто конкурсное производство. Функции конкурсного управляющего возложены на Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».
Исполнение обязательств перед кредитной организацией по ранее заключенным кредитам, в 2018 году производилось в обычном порядке в соответствии с условиями договоров.
Выводы:
1.Договоры осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования заключены администрацией города Оленегорска в лице Главы города Оленегорска, что соответствует пункту 7 статьи 103 БК РФ.
2.Утвержденный решением о бюджете предельный объем муниципальных заимствований не превышает допустимый предельный объем, что соответствует требованиям статьи 106 БК РФ.
3. Объем муниципального долга по состоянию на 01.01.2019 не превысил предельного объема и верхнего предела муниципального долга установленного решением о бюджете, что соответствует статье 107 БК РФ.
4. Программа внутренний заимствований содержит перечень всех внутренних заимствований муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований, что соответствует пункту 1 статьи 110 БК РФ
5. Фактические расходы на обслуживание муниципального не превысили 15 процентов объема расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, что соответствует требованиям статьи 111 БК РФ.
6.Размещение и исполнение муниципального заказа на оказание услуг для привлечения и погашения муниципальных заимствований производилось в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
7. Информация, отраженная в Долговой книге, соответствует данным отраженным в представленных договорах о привлечении бюджетных кредитов и кредитов кредитных организаций, а также оборотно-сальдовой ведомости за 2018 год.
Председатель Контрольно-счетной
палаты города Оленегорска И.М.Леонтьева
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервисы веб-аналитики liveinternet, Спутник. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисами liveinternet, Спутник.
Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.
Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.