г. Оленегорск с подведомственной территорией
Отчет
о результатах контрольного мероприятия
«Поступление доходов в бюджет муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией в 2016-2018 годах от использования муниципальных нежилых помещений, сданных в аренду».

г. Оленегорск    
30.08.2019

Основание для проведения контрольного мероприятия: Положение о Контрольно-счетной палате города Оленегорска, План работы на 2019 год.
Предмет контрольного мероприятия: нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования, а также деятельность главного администратора доходов муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией от сдачи в аренду нежилых помещений в 2016-2018 годах.
Объект контрольного мероприятия: Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией (далее - КУМИ Администрации города Оленегорска, Комитет).
Цель контрольного мероприятия: Проверить соблюдение порядка управления и распоряжения нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, включая администрирование доходов от сдачи имущества в аренду.
Проверяемый период: 2016-2018 годы.
Срок проведения контрольного мероприятия: с 24.07.2019 по 21.08.2019.
Объем проверенных финансовых средств:1 685,10 тыс.рублей.
Перечень Актов проверки, замечаний (пояснений) руководителей объектов контрольного мероприятия:
По фактам, изложенным в Акте проверки от 21.08.2019 №4, замечания (пояснения) КУМИ Администрации города Оленегорска не представлены.
Результаты контрольного мероприятия.
1.Общие сведения.
1.1. Комитет является отраслевым (функциональным) органом (структурным подразделением) администрации города Оленегорска с подведомственной территорией с правами юридического лица, осуществляющим полномочия администрации города Оленегорска с подведомственной территорией в сфере управления муниципальной собственностью.
Одними из полномочий в сфере управления муниципальной собственностью, в соответствии с пунктом 3.1.Положения о Комитете, являются:
    полномочия собственника (по распоряжению, владению, пользованию, управлению) в отношении имущества, составляющего муниципальную казну на основании соответствующего правового акта Администрации города Оленегорска;
    полномочия по учету и ведению реестра муниципального имущества.
    полномочия по осуществлению функций главного распорядителя средств местного бюджета, главного администратора доходов местного бюджета.
Ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и формирование отчетности осуществляет МКУ «Центр бухгалтерского учета и отчетности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений города Оленегорска» (далее - МКУ «ЦБУ» города Оленегорска),(Соглашение от 02.09.2014 о передаче соответствующих полномочий).
2. Законодательные, нормативные правовые акты и иные документы, регламентирующие передачу в аренду нежилых помещений находящихся в муниципальной собственности.
2.1. В соответствии со статьями 16,51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального городского округа. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом и ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества установлен Приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424  (далее - Приказ Минэкономразвития России № 424).
2.2. Решениями Совета депутатов города Оленегорска от 12.04.2010 № 01-15рс, от 30.05.2012 №01-27рс, утверждены: «Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» и «Положение о порядке предоставления муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование» соответственно.
Правомочия по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности, от имени муниципального образования, осуществляют Совет депутатов города Оленегорска с подведомственной территорией, Глава города Оленегорска с подведомственной территорией, администрация города Оленегорска с подведомственной территорией (далее - администрация города)
(пункт 2 статьи 2 Решения Совета депутатов № 01-15рс).
Администрация города может возложить исполнение отдельных полномочий в сфере управления муниципальным имуществом на соответствующее структурное подразделение администрации. Порядок взаимодействия структурного подразделения по вопросам управления муниципальной собственностью устанавливается постановлением администрации города (пункт 4 статьи 2 Решения Совета депутатов № 01-15рс).
Действие Положения о порядке предоставления муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, распространяется на имущество, составляющее казну муниципального образования, имущество, находящееся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, оперативном управлении муниципальных казенных, и автономных учреждений (подпункт 1.2. раздела 1 Решения Совета депутатов №01-27рс).
Арендодателем (ссудодателем) муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, является уполномоченные структурное подразделение администрации города Оленегорска (подпункт 1.3. раздела 1 Решения Совета депутатов №01-27рс).
Следует отметить, что Администрацией города не утверждены правовые акты устанавливающие возложение на соответствующее структурное подразделение администрации исполнение отдельных полномочий в сфере управления муниципальным имуществом, а также порядок взаимодействия структурного подразделения по вопросам управления муниципальной собственностью
3. Соблюдение порядка заключения договоров аренды нежилых помещений.
3.1.Порядок передачи в аренду муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, регламентирован Решением Совета депутатов №01-27рс.
3.2. В соответствии с пунктом 2 Приказа Минэкономразвития России № 424, одним их объектов учета в реестре муниципального имущества, является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (нежилое помещение).
3.3.Согласно сведениям, о находящимся в собственности муниципального образования недвижимом имуществе, размещенным на официальном сайте органов местного самоуправления , по состоянию на 01.08.2019 числится 140 объектов нежилого фонда.
3.4. Согласно представленных, договоров аренды нежилых помещений за 2016-2018 годы, Комитетом было заключено 45 договоров, в том числе: в 2016 году 14 договоров, в 2017 году 13 договоров, в 2018 году 18 договоров .
3.5.Проверкой договоров установлено, что договоры аренды нежилых помещений в 2016-2018 годах заключались в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»:
1) По результатам проведения аукционов на право заключения договоров.
2) Без проведения аукционов, в связи:
    с осуществлением организациями образовательной деятельности (пункт 6 части 1 статьи 17.1 Закона);
    с предоставлением муниципальной преференции (пункт 9 части 1 статьи17.1.Закона);
    с заключением договоров аренды сроком не более чем 30 календарных дней (пункт 11 части 1 статьи 17.1 Закона);
    с признанием лица, единственным участником аукциона (пункт 15 части 1 статьи 17.1 Закона).
    с предоставлением имущества, площадь которого не превышает 10% общей площади помещения (пункт 14 части 1 статьи17.1.Закона).
3.6.В соответствии с пунктами 103, 104 «Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров дополнительного управления», утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 , извещения о проведении аукционов размещены на официальном сайте торгов не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе, а также дополнительно размещены на официальном сайте органов местного самоуправления.
3.7. В соответствии с пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (пункт 2 статьи 651 ГК РФ).
В нарушение пункта 2 статьи 609 ГК РФ, из 45 договоров, в одном случае Комитетом не обеспечена государственная регистрация действующего в проверяемый период договора аренды, заключенного на срок более 12 месяцев (приложение №1 к Отчету).
4.Соблюдение порядка предоставления муниципального имущества в порядке предоставления муниципальной преференции
4.1.В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 17.1 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» договоры аренды, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции, устанавливающей основания и условия предоставления муниципальных преференций.
В статье 19 названного Закона перечислены цели, для достижения которых могут быть предоставлены указанные преференции, а также условия их предоставления. К таким целям отнесена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (подпункт 13 пункта 1 статьи 19 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»).
4.2.Муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется в соответствии с муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (подпункт 4 пункта 3 статьи 19 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»)
Постановлением Администрации города Оленегорска от 12.10.2015 № 450 утверждена Муниципальная программа «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в муниципальном образовании город Оленегорск с подведомственной территорией».
4.3.Разделом 3 Решения Совета депутатов №01-27рс, утвержден Порядок предоставления муниципального имущества в порядке предоставления муниципальной преференции.
В проверяемом периоде, муниципальные преференции были предоставлены 6 арендаторам, в том числе: в 2016 году- 4 (четырем) арендаторам, в 2017 году-1(одному) арендатору, в 2018 году-1(одному) арендатору (приложение №2 к Отчету).
Проверкой документов, подаваемых заинтересованными лицами для получения права аренды муниципального имущества в порядке предоставления муниципальной преференции, а также сроков рассмотрения заявления арендодателем установлено, что Комитет руководствовался требованиями действующего законодательства. Нарушений не установлено.
5.Порядок определения арендной платы.
5.1.В соответствии с разделом 7 Положения о предоставления имущества в аренду, безвозмездное пользование, размер арендной платы за использование муниципального имущества определяется арендодателем (ссудодателем) на основании рыночной оценки стоимости, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Размер арендной платы в месяц определяется по формуле:
Апл = РС x S x Ксоц. x Кинф., где:
РС - рыночная стоимость права пользования 1кв.м арендуемых площадей в месяц, определенная независимым оценщиком;
S - общая площадь арендуемого объекта недвижимого имущества (кв.м);
Ксоц. - корректирующий коэффициент, применяемый для расчета арендной платы в месяц, устанавливается в пределах 0,4 - 0,7, носит адресный характер и содержит условия, величину и срок своего действия, корректирующий коэффициент для арендаторов, не получивших льготу равен 1 . С 01.01.2018 корректирующий коэффициент не применяется  
Кинф. - коэффициент инфляции.
5.2. С целью поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства при заключении договоров аренды впервые, в отношении имущества включенного в Перечень имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки, постановлением Администрации города от 25.01.2018 № 46  определяются льготные ставки арендной платы в следующем порядке:
     в первый год аренды -40 процентов размера арендной платы;
     во второй год аренды - 60 процентов размера арендной платы;
     в третий год аренды - 80 процентов размера арендной платы;
     в четвертый год аренды и далее - 100 процентов размера арендной платы.
5.3.Комитет формирует перечень имущества предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, с ежегодным - до 1 ноября текущего года дополнением такого перечня имущества.
В соответствии с постановлением Администрации № 46, перечни имущества предоставленного субъектам малого и среднего предпринимательства, в проверяемом периоде, были опубликованы на официальном сайте органа местного самоуправления.
5.4.Выборочной проверкой установлено, что размер арендной платы определялся Комитетом на основании рыночной оценки стоимости 1кв.м., проводимой независимым оценщиком в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».Однако, следует отметить, что в 3 случаях не представлены отчеты об оценке рыночной стоимости (приложение №3 к Отчету).
Льготные ставки арендной платы предоставлялись с целью поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Нарушений не установлено.
6. Проверка достоверности исполнения доходной части бюджета от использования муниципальных нежилых помещений, сданных в аренду.
6.1.В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Бюджетного кодекса РФ (далее- БК РФ), Решениями Совета депутатов в 2016-2018 годах, главным администратором доходов местного бюджета от использования муниципальных нежилых помещений, сданных в аренду утвержден Комитет (КБК 904 1 11 09044 04 0000 120 Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)
Статьей 62 БК РФ установлено, что неналоговые доходы местных бюджетов формируются, в том числе, за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100%.
Согласно статье 160.1 БК РФ начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов относится к полномочиям администратора доходов бюджета.
6.2. В Комитете учет начисленных и поступивших платежей ведется с применением программного комплекса учета земельных и имущественных отношений SAUMI (версия 4.8.01).
Ежемесячно на бумажных носителях Комитет формирует ведомости о начисленной арендной плате и направляет в МКУ «ЦБУ» города Оленегорска.
6.3. Требования по ведению бюджетного учета доходов установлены пунктами 197-201 Инструкции № 157н  и пунктами 77, 78 Инструкции № 162н .
В нарушение пункта 200 Инструкции № 157н не ведется аналитический учет расчетов по поступлениям в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов в Карточке учета средств и расчетов и (или) в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам.
В связи с тем, что в пользование юридическим и физическим лицам передается различное недвижимое имущество на разный срок, отсутствие дополнительной аналитики к счету 20500 «Расчеты по доходам» приведет к тому, что Комитет не сможет отслеживать текущую задолженность соответствующего арендатора по арендным платежам.
6.4.Данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности, в том числе просроченной, в разрезе видов расчетов отражаются в (ф. 0503169). В частности, в разделе 2 (ф. 0503169), в котором указывается аналитическая информация о просроченной дебиторской и кредиторской задолженности учреждения, раскрывается информация о дате исполнения задолженности по правовому основанию (договору, счету, нормативному правовому акту, исполнительному документу и т.п.).
В соответствии с требованиями Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда»  (далее- СГС «Аренда») отражение в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей, осуществляется в разрезе договоров аренды (безвозмездного пользования) (пункты 2, 11, 16, 24 СГС «Аренда», Методические указания, доведенные письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464).
Таким образом, учитывая в совокупности требования законодательства, регулирующие порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в организациях государственного сектора, необходимо вести аналитический учет расчетов по аренде на счете 20500 «Расчеты по доходам» по каждому заключенному договору.
6.5.При сопоставлении данных выписок из программного комплекса учета земельных и имущественных отношений SAUMI о состоянии расчетов с арендаторами за 2016-2018 годы, ежемесячных отчетов о начисленной арендной плате, предоставленных в МКУ «ЦБУ» города Оленегорска и отчетов Комитета об исполнении бюджета главного администратора доходов (ф. 0503127) по КБК 904 1 11 09044 04 0000 120, установлены значительные расхождения между отраженными данными.
таблица 1 ( тыс.рублей)
Период    Данные программного комплекс комплекса SAUMI    Отчеты Комитета представленные в МКУ «ЦБУ»    форма (0503127)
    утверждено     исполнено    утверждено    исполнено    утверждено     исполнено
1    2    3    4    5    6    7
2016    7157,00    3025,10    4286,12    4 298,02    5 240,90    4 298,02
2017    6512,34    2253,29    3510,65    2 165,15    2 128,14    2 165,15
2018    5418,70    3244,11    не представлены    2 939,24    3 011,63
6.6.Итоговые значения о начислениях по арендным платежам от использования муниципального недвижимого имущества, за проверяемый период, в программном комплексе учета земельных и имущественных отношений SAUMI не соответствуют отчетам о начисленной арендной плате предоставляемых Комитетом в МКУ «ЦБУ» города Оленегорска, а также показатель «оплачено» не соответствует реестру поступивших платежей.
В связи с отсутствием аналитического учета, установленные расхождения данных не позволяют провести объективный анализ дебиторской задолженности в проверяемом периоде, и как следствие, установить ее достоверность.
7.Анализ задолженности по арендным платежам и принятые меры по устранению задолженности.
7.1.Согласно данным бюджетной отчетности Комитета (ф.0503169), общая сумма задолженности по арендным платежам (сальдированный результат с учетом переплаты) составила: на 01.01.2017 - 5 815,23 тыс.рублей; на 01.01.2018 -7 128,45 тыс.рублей; на 01.01.2019 -7 206,54 тыс.рублей.

таблица № 2 ( тыс.рублей)
Период    Номер (код) счета бюджетного учета    Сумма задолженности на начало года    Увеличение задолженности(начисление арендных платежей)    Уменьшение задолженности    Сумма задолженности на конец отчетного периода
2016    111 09044 04 0000 120    5 747, 10    6 407,82    6 339, 69    5 815,23
2017    111 09044 04 0000 120    5 815,23    3 777,93    2 464,71    7 128,45
2018    111 09044 04 0000 120    7 128,45    3 117,73    3 039,64    7 206,54
Таким образом, в проверяемом периоде наблюдается рост дебиторской задолженности.Причиной роста задолженности по арендным платежам от использования муниципального недвижимого имущества является несоблюдение арендаторами условий договоров по своевременности оплаты.
Просроченная дебиторская задолженность в Сведениях по ф. 0503169 в отчетности за 2016-2018 годы не отражена.
7.2. На основании данных выписок о состоянии расчетов клиентов по всем действующим договорам и недействующим непогашенным договорам аренды за 2016-2018 годы, представленных Комитетом из программного комплекса SAUMI, дебиторская задолженность с учетом начисленных пени составила по состоянию на 01.01.2017- 14 570,67 тыс.рублей, по состоянию на 01.01.2018 - 18 829,72 тыс.рублей, по состоянию на 01.01.2019 – 21 004,3 тыс.рублей.
Запрашиваемая информация по претензионной и исковой работе в Контрольно – счетную палату города Оленегорска не представлена.
7.3.По состоянию на 31.07.2019 основными должниками по арендной плате с учетом начисленной пени за пользование муниципальным имуществом являются 8 арендаторов по 12 договорам (приложение №4к Отчету).
Комитетом проведена исковая работа в отношении данных арендаторов . Суд удовлетворил иски о взыскании дебиторской задолженности. Однако, информация о взыскании задолженности в доход бюджета отсутствует (не представлена).
7.4.В ходе проведения контрольного мероприятия установлены отдельные случаи неэффективного ведения исковой работы.
На основании сведений официальных сайтов «Арбитражный суд Мурманской области» и Оленегорский городской суд, установлено, что Комитетом не подавались судебные иски в отношении 17 должников на сумму 1 685,10 тыс. рублей, в том числе 2 должника в 2019 исключены из ЕГРЮЛ, как недействующие юридические лица, в связи с этим задолженность в размере 487,67 тыс. рублей считается безнадежной ко взысканию (приложение №5 к Отчету).
Таким образом, Комитетом, как администратором доходов местного бюджета от уплаты прочих поступлений от использования имущества, не обеспечено надлежащее выполнение бюджетных полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 2 статьи 160.1 БК РФ, в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей, а также взысканию задолженности по платежам в местный бюджет за 2016 – 2018 годы в размере 1197,43 тыс. рублей.
Контрольно- счетная палата города Оленегорска отмечает, что несвоевременное направление исковых заявлений может повлечь пропуск срока исковой давности по взысканию задолженности по арендным платежам, в результате чего бюджету муниципального образования будет нанесен ущерб в размере не поступившей арендной платы.
7.5.В проверяемом периоде списание дебиторской задолженности, в связи с признанием безнадежной к взысканию, не производилось (информация не представлена).
На основании вышеизложенного, с учетом анализа мер применяемых для сокращения задолженности, Комитетом недостаточно эффективно проводится работа, как администратора неналоговых доходов, в части использования муниципального имущества и своевременности внесения арендных платежей.
8.Выводы:
1.Не утверждены правовые акты устанавливающие возложение на соответствующее структурное подразделение администрации исполнение отдельных полномочий в сфере управления муниципальным имуществом, а также порядок взаимодействия структурного подразделения по вопросам управления муниципальной собственностью
2. Выборочной проверкой расчетов арендной платы за предоставленные нежилые помещения в 3 случаях не представлены отчеты об оценке рыночной стоимости, в 1 случае в договоре отсутствует отметка о регистрации договора.
3.В нарушение пункта 200 Инструкции № 157н не ведется аналитический учет расчетов по поступлениям в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов в Карточке учета средств и расчетов и (или) в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам.
4.В связи с отсутствием аналитического учета, установленные расхождения данных (пункт 6.5 Отчета) не позволяют провести объективный анализ дебиторской задолженности в проверяемом периоде, и как следствие, установить ее достоверность.
5. В связи с несоблюдением арендаторами условий договоров по своевременности оплаты, установлен рост дебиторской задолженности по платежам от использования муниципального недвижимого имущества.
6. В нарушение статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ в проверяемом периоде Комитетом не обеспечено надлежащее выполнение бюджетных полномочий, в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей, а также взысканию задолженности по платежам в местный бюджет за 2016-2018 годы в размере 1 197,43 тыс. рублей.



9.Предложения:
1.Внести представление и направить информационное письмо в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Оленегорска, с требованием об устранении выявленных нарушений.
2. Настоящий Отчет направить для сведения Главе города Оленегорска с подведомственной территорией и в Совет депутатов города Оленегорска с подведомственной территорией.


Председатель Контрольно-счетной
палаты города Оленегорска                                             И.М. Леонтьева

Опубликовано: 04 Сентября 2019
AA