Отчет
о проведении контрольного мероприятия «Проверка соблюдения установленного порядка приватизации муниципального имущества и своевременности и полноты поступления в местный бюджет доходов от его продажи в 2018-2019 годах».
г. Оленегорск 10.11.2020
1. Основание для проведения контрольного мероприятия:
Положение о Контрольно-счетной палате города Оленегорска, План работы на 2020 год.
2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты по вопросам управления и приватизации муниципального имущества; документы, подтверждающие исполнение порядка приватизации муниципального имущества; поступление средств от приватизации муниципального имущества в местный бюджет.
3. Объект контрольного мероприятия: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Оленегорска с подведомственной территорий Мурманской области (далее - КУМИ Администрации города Оленегорска, Комитет).
4. Срок проведения контрольного мероприятия - с 07.10.2020 по 28.10.2020 выборочным методом, на основании представленных Комитетом документов и информации размещенной на официальном сайте torgi.gov.ru.
5. Цель контрольного мероприятия: проверить соблюдение установленного порядка приватизации муниципального имущества; провести анализ своевременности и полноты поступлений неналоговых доходов в местный бюджет в 2018-2019 годах.
6. Проверяемый период: с 01.01.2018 года по 31.12.2019 года.
7. Перечень актов проверки, пояснения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия.
В связи с завершением контрольного мероприятия Акт по результатам контрольного мероприятия от 28.10.2020 года № 5 был направлен в КУМИ Администрации города Оленегорска (исх. №01-05/64 от 29.10.2020, получено 29.10.2020), для ознакомления и подписания. Письменные пояснения и замечания к акту проверки не представлены.
По результатам контрольного мероприятия установлено следующее.
1. Краткая характеристика объекта проверки: КУМИ Администрации города Оленегорска действует на основании Положения, утвержденного Решением Совета депутатов города Оленегорска от 27.02.2017 № 01-12рс (с изменениями и дополнениями).
Комитет является отраслевым (функциональным) органом (структурным подразделением) Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией (далее - Администрация города Оленегорска) с правами юридического лица, осуществляющим полномочия Администрации города Оленегорска в сфере управления муниципальной собственностью.
Одними из полномочий в сфере управления муниципальной собственностью, в соответствии с пунктом 3.1.2.Положения о Комитете, являются:
-полномочия по приватизации муниципального имущества (за исключением утверждения прогнозного плана (программы) приватизации муниципальной собственности).
2. Законодательные, нормативные правовые акты и иные документы, регламентирующие приватизацию муниципального имущества.
2.1. В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц только в порядке, предусмотренном законами о приватизации.
В соответствие со статьей 10 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее- Федеральный закон №178-ФЗ) порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности муниципального образования определяется соответственно органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16, пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 16.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
2.2. Решением Совета депутатов города Оленегорска от 12.04.2010 № 01-15рс (с изм. и доп.) утвержден Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности».
Согласно статьи 4 Порядка управления и распоряжения имуществом в целях осуществления приватизации муниципального имущества:
- совет депутатов города Оленегорска ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества. Прогнозный план (программа) приватизации принимается Советом депутатов в срок не позднее 1 ноября (пункт 8 статья 4);
- администрация города Оленегорска разрабатывает проект прогнозного плана (программы) приватизации на соответствующий финансовый год и плановый период. Вносит на рассмотрение Советом депутатов разработанный проект прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества на очередной год не позднее чем за 4 месяца до начала очередного финансового года. Осуществляет реализацию плана (программы) приватизации муниципального имущества или уполномоченное ею структурное подразделение. Ежегодно до 1 апреля отчитывается перед Советом депутатов о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества за предыдущий год;
-комиссия по приватизации принимает решение об условиях приватизации муниципального имущества в отношении каждого объекта, подлежащего приватизации;
-прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества, отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества за прошедший год, а также решения об условиях приватизации муниципального имущества подлежат опубликованию на официальном сайте в сети Интернет.
3. Проверка исполнения прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества в 2018 – 2019 годах.
3.1.Под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в собственность физических и (или) юридических лиц .
Решениями Совета депутатов города Оленегорска от 01.09.2017 №01-38рс, от 10.10.2018 №01-07рс были утверждены Прогнозные планы (программы) приватизации муниципальной собственности на 2018 год и 2019 год соответственно. Нарушения сроков подготовки проектов и утверждения прогнозных планов (программ) приватизации муниципальной собственности не установлено. Отчеты о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации за 2018 и 2019 годы своевременно направлены в Совет депутатов города Оленегорска.
В течение 2018 года в Прогнозный план приватизации вносились изменения четыре раза, количество недвижимого имущества, подлежащее приватизации составило 14 объектов.
В течение 2019 года в Прогнозный план приватизации вносились изменения два раза, количество недвижимого имущества, подлежащее приватизации составило 9 объектов.
Прогнозные планы (программы) приватизации муниципального имущества содержат 2 раздела: перечень объектов муниципальной собственности, планируемой к приватизации и мероприятия, обеспечивающие процесс приватизации муниципальной собственности.
Проанализировав содержание Прогнозных планов на 2018 и 2019 годы установлено, что в перечне имущества, которое планируется приватизировать, отсутствует назначение имущества, кадастровый номер, а также не во всех случаях отражена общая площадь недвижимого имущества (пункт 5 Порядка управления и распоряжения имуществом).
Контрольно-счетная палата отмечает, что при разработке Прогнозных планов приватизации следовало руководствоваться пунктом 5 Порядка управления и распоряжения имуществом.
3.2. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона №178 – ФЗ, под информационным обеспечением приватизации муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети "Интернет" актов планирования приватизации муниципального имущества, информационных сообщений о продаже муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации муниципального имущества.
В нарушение статьи 15 Федерального закона №178 – ФЗ, Прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества на 2018 год не размещен на официальном сайте torgi.gov.ru.
3.3. В 2018 году в соответствии с прогнозным планом приватизации муниципальной собственности на 2018 год продано 4 объекта или 28,6% от плана (план 14 объектов) общей площадью 1988,1 кв.м (в том числе включая земельные участки) общей стоимостью 1 464,0 тыс.рублей.
В 2018 году приватизация муниципального имущества (без продажи долей) осуществлялась тремя способами: продажей имущества на аукционе, продажей посредством публичного предложения, продажей без объявления цены.
Не один объект не был реализован путем продажи на аукционе. Данные объекты выставлялись на продажу на аукционе один раз, однако ни один из них так и не состоялся по причине отсутствия заявителей, в связи, с чем был изменен способ продажи данных помещений. Три объекта реализовано посредством публичного предложения. Общая сумма реализованного имущества составила 1 164,0 тыс.рублей.
Один объект реализован посредством продажи без объявления цены. Продажа муниципального имущества без объявления цены осуществлялась, в связи с тем, что продажа этого имущества посредством аукциона и публичного предложения не состоялась.
При продаже муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется. В результате имущество продано за 300,0 тыс.рублей, что на 1003,97 тыс.рублей ниже его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона №178-ФЗ, подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
В нарушение пункта 5 статьи 24 Федерального закона №178-ФЗ, Порядок организации продажи муниципального имущества без объявления цены не разработан и не утвержден.
3.4.В 2019 году приватизация муниципального имущества осуществлялась путем проведения аукционов по восьми объектам. Аукционы не состоялись. Планируемое к приватизации муниципальное имущество в 2019 году не было реализовано, ввиду его непотребности.
4.Продажа жилых помещений муниципального жилого фонда.
В ходе проведения контрольного мероприятия, установлено два случая реализации жилых помещений физическим лицам путем проведения открытого аукциона в 2019 году.
В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Федерального закона 131-ФЗ порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Решением Совета депутатов города Оленегорска от 17.11.2017 № 01-60рс утверждено «Положение о порядке продажи жилых помещений, долей жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией», согласно которому продажа жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется на торгах в форме аукциона в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона № 178-ФЗ, действие указанного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.
Приватизация муниципального или государственного жилищного фонда регулируется Законом Российской федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон РФ № 1541-1).
Согласно статьи 1 Закона РФ № 1541-1, приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации, на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Контрольно – счетная палата города Оленегорска отмечает, что Решение Совета депутатов города Оленегорска от 17.11.2017 № 01-60рс противоречит Федеральному закону № 178-ФЗ.
5. Анализ договоров купли-продажи муниципального недвижимого имущества муниципального образования.
Для проведения проверки, Комитетом представлено 18 договоров купли – продажи муниципального имущества.
По 12 договорам отчуждение муниципального имущества производилось с использованием преимущественного права субъектам малого и среднего предпринимательства. В соответствии с положениями статьи 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, отвечающие требованиям, названным в этой законодательной норме, пользуются преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Законом N 135-ФЗ.
Во всех случаях начальная рыночная цена стоимости объектов установлена на основании отчетов об определении рыночной стоимости объектов независимых оценщиков, произведенных на основании контрактов (договоров), заключенных с заказчиком - КУМИ Администрации города Оленегорска.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 159-ФЗ преимущественное право может быть реализовано при условии отсутствия задолженности по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества.
В соответствии с выпиской о состоянии расчетов с арендаторами из программного комплекса учета земельных и имущественных отношений SAUMI установлено, что у двух арендаторов имелась задолженность.
Таким образом, договоры купли – продажи заключены в нарушение п. 2 ст. 3 Закона №159-ФЗ.
При невыполнении условий, указанных в п.2 ст.3 Закона № 159-ФЗ, т.е. при наличии задолженности по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) арендатор утрачивает преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.
6.Анализ поступлений в бюджет доходов от реализации муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), решениями Совета депутатов, главным администратором доходов местного бюджета от реализации муниципального имущества утвержден Комитет (КБК 904 1 14 02043 04 0000 410 Доходы от реализации иного имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в части реализации основных средств по указанному имуществу).
Статьей 62 БК РФ установлено, что неналоговые доходы местных бюджетов формируются, в том числе, за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100%.
Согласно статье 160.1 БК РФ начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов относится к полномочиям администратора доходов бюджета.
Согласно отчету об исполнении бюджета главного администратора доходов бюджета КУМИ Администрации города Оленегорска (ф. 0503127) по КБК 904 1 14 02043 04 0000 410, бюджетные назначения на 2018 год утверждены в сумме 9 947,63 тыс. рублей, исполнены в сумме 13 629,46 тыс. рублей, что составило 137,01%; на 2019 год утверждены в сумме 7 011,68 тыс.рублей, исполнены в сумме 6 867,88 тыс.рублей или 97,95%.
Поступления в бюджет муниципального образования средств от реализации муниципального имущества характеризуются следующими показателями, представленными в таблице № 1.
таблица № 1 (тыс. рублей)
Период Утверждено Исполнено Отклонение
(гр.3 – гр.2) % исполнения
(гр.3/ гр.2)
1 2 3 4 5
2018 9 947,63 13 629,46 3 681,83 137,01
2019 7 011,68 6 867,88 -143,80 97,95
Поступления в бюджет от реализации муниципального имущества в 2018-2019 годах производились в соответствии с утвержденным Советом депутатов города Оленегорска с подведомственной территорией планом приватизации муниципальной собственности на 2018 год, а также поступлений оплаты за приобретенное в рассрочку арендуемое имущество, субъектами малого и среднего предпринимательства. Основной объем поступлений составляют ежемесячные платежи по договорам, заключенным в 2014 -2015 годах.
Наблюдается снижение поступлений от продажи муниципального имущества в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 50,3% или на 6761,58 тыс.рублей. Основной причиной снижения неналоговых доходов, является невыполнение плана приватизации на 2019 год, а также погашения рассрочки по приобретаемому арендованному имуществу.
7.Анализ задолженности по платежам и принятые меры по устранению задолженности.
Согласно данным бюджетной отчетности Комитета (ф. 0503169), общая сумма задолженности по платежам от реализации (сальдированный результат с учетом переплаты) составила: на 01.01.2019 – 8 158,29 тыс.рублей; на 01.01.2020 -1 893,65 тыс.рублей.
таблица № 2 (тыс. рублей)
Период Номер (код) счета бюджетного учета Сумма задолженности на начало года Увеличение задолженности Уменьшение задолженности Сумма задолженности на конец отчетного периода
2018 114 02043 04 0000 410 120571000 20 082,43 1 681,15 13 605,30 8 158,29
2019 115 02043 04 0000 410 120571000 8 158,29 638,73 6 903,37 1 893,65
Таким образом, роста дебиторской задолженности в проверяемом периоде не наблюдается. Оплата стоимости недвижимого имущества производилась в рассрочку согласно графику платежей, установленному договорами купли – продажи недвижимого имущества.
Выводы:
1. Нарушения сроков подготовки проектов и утверждения прогнозных планов (программ) приватизации муниципальной собственности не установлено. Отчеты о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации за 2018 и 2019 годы своевременно направлены в Совет депутатов города Оленегорска.
2. Планы приватизации на 2018 и 2019 годы не содержат информацию о назначении имущества, кадастровых номерах, а также не во всех случаях отражена общая площадь недвижимого имущества.
В нарушение статьи 15 Федерального закона №178 – ФЗ, Прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества на 2018 год не размещен на официальном сайте torgi.gov.ru.
3. В нарушение пункта 5 статьи 24 Федерального закона №178-ФЗ, порядок организации продажи муниципального имущества без объявления цены не разработан и не утвержден.
4. Решение Совета депутатов города Оленегорска от 17.11.2017 N 01-60РС «Об утверждении Положения о порядке продажи жилых помещений, долей жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» противоречит Федеральному закону № 178-ФЗ.
5. В нарушение пункта 2 статьи 3 Закона №159-ФЗ заключено два договора купли – продажи недвижимого имущества (у арендаторов имелась задолженность).
6. Наблюдается снижение поступлений от продажи муниципального имущества в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 50,3% или на 6761,58 тыс.рублей. Основной причиной снижения неналоговых доходов, является невыполнение плана приватизации на 2019 год, а также погашения рассрочки по ранее приобретаемому арендованному имуществу.
7. Роста дебиторской задолженности в проверяемом периоде не наблюдается.
6. Предложения (рекомендации)
Направить информационное письмо в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Оленегорска об устранении нарушений (недостатков) выявленных в ходе проведения контрольного мероприятия.
Настоящий Отчет направить для сведения Главе города Оленегорска с подведомственной территорией и в Совет депутатов города Оленегорска с подведомственной территорией.
Исполняющий обязанности
председателя Контрольно-счетной
палаты города Оленегорска Н.А. Шагалина
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервисы веб-аналитики liveinternet, Спутник. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисами liveinternet, Спутник.
Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.
Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.